Форум » Статьи,рассказы,легенды,видео ...... » К вопросу о разделении аборигенных пород Средней Азии Т.М. Иванова » Ответить

К вопросу о разделении аборигенных пород Средней Азии Т.М. Иванова

Dar_Azii: Александр Лабунский, автор книги "Собаки Средней Азии", в своих путевых заметках кинолога познакомил нас с тем многообразием собак, которых ему посчастливилось повидать за 18-летний срок постоянных посещений этого региона. Можно только еще и еще раз поблагодарить этого мужественного, одержимого человека за рассказ об увиденном. Ведь сложно даже просто побывать здесь и тем более добраться до мест обитания отарных собак, столь труднодоступных, что для простых людей это практически невозможно. Как было бы прекрасно, если бы о собаках Средней Азии рассказали и Татьяна Табунова-Рабышко, которая привезла в свой питомник много первоклассных собак, найти подобных можно было только хорошо зная Туркмению. И Виктор Айзенберг, исколесивший не только всю Туркмению, но и Таджикистан, и Анатолий Сергеев, и Леонид Маневич, и многие другие. Основываясь на увиденном, Александр Лабунский считает, что в Средней Азии существуют различные породы аборигенных собак, которые имеют разных предков и используются по различны службам, предлагает сначала разделить их на три группы: 1) среднеазиатская овчарка, 2) среднеазиатский дог, 3) среднеазиатский мастиф, положив в основу отличия в поведении и типе конституции, а вернее – типе сложения. Оставим пока факт возможного существования в регионе разных аборигенных пород, а коснемся только предлагаемых названий групп, на которые автор предлагает разделить породы, самой терминологии. Обратимся к основополагающим книгам. Термин "догообразные собаки" образовался от названия "тибетский дог" - под таким названием английским писателем Юаттом в 1845 г. впервые была описана крупная пастушье-сторожевая собака, привезенная в Англию с пограничных с Тибетом Гималаев. В группу догообразных собак объединены крупные собаки, имеющие общее в телосложении и назначении. Макс Зибер в книге "Тибетская собака", изданной в 1897 г., к этому типу относить: старых немецких догов, так называемых бэренбейцеров, булленбейцеров средних веков, древних боевых собак средней Европы, тяжелых догов Франции, мастифов, огромных догов Испании (мастин). Проф. К. Келлер относит к этой группе и молоссов. Т.о. "мастиф", как название группы собак определенного типа сложения, входит в группу "догообразных". "Мастиф" и "дог" часто употребляются применительно к одному и тому же типу, одной породе. Например, в стандарте на тибетского дога в скобках дается название "тибетский мастиф". А. Лабунский абсолютно правильно утверждает в своей работе, что название "мастиф" и "дог" у народов Средней Азии применительно к собакам нет. Так зачем же вводить такие названия? Свои породы собак они создавали для определенной работы, имеют определенное назначение и соответствующее назначению название. И правильнее называть их в соответствии с природным назначением, это пастушье-охранные и сторожевые собаки. Зачем надо называть их мастифами, догами? Пастушье-охранные собаки отличаются в своем строении от группы догообразных. Макс Зибер в уже названной работе пишет, что раньше полагали, что большие пастушьи собаки, перечисляет породы разных регионов, в том числе называет пиренейских собак, маремму, огромных собак Кавказа, породы собак Афганистана, Кандахара и другие, составляют вместе с альпийскими собаками Швейцарии, сенбернаром и альпийскими собаками Центральной Азии, тибетской, одну группу так называемых горных собак, но более тщательное изучение черепа, строения головы, постав глаз показывает, что пастушьи собаки стоят к "волчьему типу" значительно ближе, чем обе формы альпийских горных собак. И относительно молоссов. Р. Клетт и Л. Гольгоф (1914) приводят в своей книге изображения молоссов и псевдо-молоссов, - также превосходные доги с широкой мордой, короткими ушами и гривой волос на загривке. Эта порода, по-видимому, не имеет прямого отношения к настоящим "молоссам". А приведенные изображения имеют сходство с изображениями пастушьих собак. Обратимся к названию "тибетский мастиф". В статье 'Тибетский мастиф", опубликованной в журнале "Schweser Hundesport' за 1984 г. автор пишет: Название "мастиф" могло вводить в заблуждение А. Крокстон-Смит ( A. Croxton-Smith) в своем опубликованном в 1940 году очерке: "О наших собаках" писал о тибетском мастифе, что характеристика "мастиф" неверна, что правильнее было бы назвать породу пастушьей собакой. Хаук ( Hauck) также относит тибетскую собаку не к догообразным, а к собакам, пасущих стада коров и овец. Дэвид Хэнкок (David Hancock) присоединятся к этому мнению, в опубликованной статье в газете "Kennel Gazette" в 1983 году, где он говорит: "Я считаю, так называемого тибетского мастифа горной собакой, как пиренейская собака и бернская собака, пасущая стада на альпийских лугах. Это пастушья собака, как кувач в Венгрии, мареммская собака в Италии, карабаш в Турции, бувье во Фландрии. Но в нынешнем столетии стали называть каждую большую собаку мастифом, независимо от ее использования и происхождения". По признанию "Kennel Club", тибетские собаки и получили, вероятно, самое неудачное название своей породы. Так, например, тибетский терьер не был и не есть терьер, а тибетский спаниель – это не собака, поднимающая дичь. Список неудачных названий пород можно продолжить и из практики отечественного собаководства. Например, черный терьер – это тоже не терьер. Нужно ли в настоящее время множить названия, не соответствующие назначению. Существование многих местных разновидностей собак в Средней Азии вполне понятно. Разводят изолированно и с большой степенью инбридинга. На огромной территории держат собак для выполнения конкретной работы. Собака должна хорошо работать и ценить ее будут именно за это. Здесь не существует единого организованного разведения с ведением племенных книг, порода не удерживается рамками стандарта. Даже относительно европейских пород, на многие в разных странах существуют национальные стандарты, которые расходятся в определенных положениях, а языком общения является стандарт, утвержденный ФЦИ. Что же касается разных типов собак Средней Азии, то это вытекает как из разнообразия ландшафта, так и их самой истории. На начальных этапах важна была собака-пастух, помогающая пасти скот и одновременно охраняющая его. Вернемся к книге А.П. Мазовера (1947). Он пишет (стр. 97): "Первые пастухи пасли скот пешими. Овцы в то время не были еще достаточно "одомашнены" и управлять таким стадом было трудно. Характерные хозяйства до сих пор еще сохранились на Севере, где домашний олень настолько приручен, чтобы подпускать к себе человека и лучшим способом управления стадом считается там пастушья собака. Очевидно впоследствии, с появление в обиходе у человека лошади и с приручением животных, роль собаки-пастуха становится не актуальной. На долгое время ее заменяет собака-сторож – более крупных и сильных пород, назначение которой уже не пасти стадо, а защищать его от хищников и врагов". Существование разных по сложению собак подтверждают археологические раскопки. На территории Туркмении была маленькая собака, а во 2 тысячелетии до нашей эры существует уже крупная. Но ведь собаки не исчезают же с лица земли, они смешиваются, а природа и человек проводят отбор наиболее полезных с точки зрения применения. Сегодня чрезвычайно важную задачу должны решать, с моей точки зрения, любители этой породы. Совсем недопустимо утрате мощи, крепости собак как следствию неправильного подбора пар и неправильного выращивания, не позволяющего реализовать заложенные в щенке потенциальные задатки, давать объяснение принадлежности их "такой" аборигенной породе.

Ответов - 0



полная версия страницы